16.09.2017
статья автор Наталья Качур.
В нём сплелось всё: традиции древних восточных практик,
невозмутимость, с которой статуя Будды смотрит на
мир, изумрудно-зелёное, словно клевер, ирландское имя
древнего святого и синие глаза, впитавшие в себя небо.
Такой вот он, кот породы священная бирма — Milamos Patrick.
Буддийское спокойствие кота Патрика.
Впервые я увидела Патрика на одной из мультисистемных выставок. Вокруг суетились люди: кто-то натягивал на бенгальского кота костюм шмеля, кто-то начёсывал хвост кошке, а она угрюмо пыталась объяснить, как ей это надоело, кто-то пытался перекричать звуки музыки и услышать ответ собеседника, который то и дело заглушало громкое объявление номеров участников по микрофону. Посреди этого шума только кот Патрик породы священная бирма невозмутимо взирал на происходящее. Он вальяжно разлёгся на руках у заводчицы Людмилы Балашовой и умиротворённо отдыхал после судейства. Казалось, молодой кот назубок знает основы буддизма и с лёгкостью их придерживается — живёт в гармонии с собой и окружающим миром. Глядя на Патрика, точно веришь, что перед тобой потомок тех самых священных кошек, которые пользовались большим почётом в буддийских храмах.
Патрик — ещё одна восходящая звёздочка прославленного питомника Milamos. Иногда не задумываешься над тем, что до рождения выдающегося животного заводчик прошёл большой и долгий путь. Сначала работал с привозными и покупными кошками, постигал азы разведения породы и только потом, набравшись опыта, получил высокопородных животных собственного разведения.
О своём бридерском пути и, конечно, коте Патрике нашему журналу рассказала заводчица Людмила Балашова.
— Людмила, на одном из форумов вы написали, что познакомились с породой в начале 90-х годов. Но в то время священных бирм в России не было. В какой же стране вы впервые их увидели? Сразу ли приняли решение купить котёнка?
— Впервые я увидела представителя породы священная бирма на выставке в Аргентине, куда пришла с мужем и сыном. Частые переезды, связанные с работой родителей, а затем и мужа, не позволяли завести дома кошку, поэтому мы ходили лишь полюбоваться на них. Помню, муж буквально застыл возле клетки с голубоглазым пушистым котом с тёмной «маской» на мордочке. Единственное, что он смог произнести, не отводя глаз от кота: «Вот такого я бы купил…» А в моей памяти сразу всплыли две открытки с длинношёрстными кошками сиамского окраса, которые я хранила со школьных вре-мён. И вот я стою у выставочной палатки, а передо мной — кот моей мечты с открытки из далёкого детства. Мы познакомились с хозяйкой, она рассказала, что перед нами молодой восьмимесячный котик породы священная бирма, привезённый из Европы. Она честно сказала, что кошек этой породы в Аргентине очень мало, котята в её питомнике появятся нескоро и на них уже есть запись, несмотря на очень высокие цены. Но именно после этой выставки я начала соби-рать всю доступную информацию о породе и твёрдо решила когда-нибудь купить себе такую кошку.
— Когда и как вам удалось осуществить эту мечту?
— После нашего возвращения в Россию в нашем доме поселилась сибирская кошка Мурка. А поиски священной бирмы окраса сил-пойнт, какую я видела в Аргентине, затянулись на долгие годы. На выставках в нашей стране они к тому времени ещё не появлялись, и я даже не слышала, чтобы кто-то занимался такой породой. Но за это время я смогла лучше узнать породу, оценить не только классические, но и другие признанные варианты окрасов. В 2005 году я услышала об открытии питомника священных бирм Bonbon Azur Татьяны Чулочниковой. Договорилась с ней о котёнке из первого помёта, и спустя несколько месяцев к нам переехала кошечка окраса блю-крим пойнт — Bonвon Azur Arosa, которую мы звали по-домашнему Асей. Мой выбор пал именно на черепаховую кошку, так как я знала, что от неё можно получить котят любого окраса.
— Именно с Асей вы начали участвовать в выставках и на практике постигать принципы работы бридера?
— Да. Татьяна привела меня в клуб, я стала вместе с ней участвовать в выставках. Мы были с Асей на международных выставках FIFe в России, Латвии, Эстонии, Белоруссии. Но, к сожалению, кошка рано ушла из жизни, не оставив потомства. К тому времени у меня подрастал котик из французского питомника Bouton d‘or du Grand Baronnet крим-пойнт
(дома просто Батон), он-то и помог мне пережить её потерю. Батон получил наивысший титул по системе FIFe — Euro Champion. Я продолжала участвовать в шоу, набиралась опыта, знаний о породе, знакомилась с бридерами в разных странах.
Мой выбор пал на кошечек из итальянского питомника Faerie Kiss Nightingale шоколадного окраса , Faerie Kiss Nenya лилово -кремового торби окраса. Уже с тремя, мне помогала моя мама, мы ездили по выставкам, Dinah du Grand Baronnet окраса силовая торби, приехала из французского питомника в 2008 году, к тому времени Батон уже получил наивысший титул по системе FIFe Еврочемпион, кошечки Интерчемпион и продолжали свою выставочную карьеру. С заводчицей моей первой кошечки Татьяной мы и сейчас постоянно участвуем в выставках и презентациях породы вместе. С Arlette Defauchy и Roberta Bianchi часто встречаемся на выставках, я им очень благодарна, что они поверили мне и отдали мне в Россию прекрасных шоу-кошек из своих питомников.
— В каком году и в какой фелинологической системе был зарегистрирован ваш питомник — Milamos ?
— В 2008 году я зарегистрировала питомник Milamos в одной из старейших фелинологических систем Европы — FIFe. Священная бирма была одной из первых пород, которую приняли в этой системе в 1949 году, в момент её зарождения и становления. Бирма в FIFe уже более шестидесяти лет — конечно, это очень уважаемая порода, которую знают досконально. Поэтому большинство заводчиков Европы выставляют своих бирм именно в FIFe. В этой фелинологической системе мне нравится требовательное, строгое и высокопрофессиональное судейство и внимательное отношение к здоровью животных.
— Вы участвовали в шоу и получали высокие титулы с привозными животными, а когда в питомнике появились собственные звёзды?
— В том же счастливом 2008 году кошка подарила мне котёнка-мечту окраса сил-пойнт — Альберта, а официально Milamos Albert. С первого дня я верила, что он добьётся больших успехов. И Альберт меня не разочаровал: получил титулы Supreme Champion, Junior Winner и Distinguished Variety Merid (почётный победитель в окрасе). А в 2009 году на Всемирной выставке в Швейцарии кот, соревнуясь в классе взрослых животных, был номинирован на итоговый конкурс, где лучшие животные соперничали за титул World Winner.
В 2013 году питомнику исполнилось пять лет, и я не останавливаюсь на достигнутом. На выставках мне помогают владельцы моих выпускников: Ольга Мазитова, Людмила Михайлова, Ольга и Мирослав Валла, Светлана Гавалешко. Они постоянные участники шоу священных бирм и презентаций породы. Их любовь к моим котам и кошкам неоценима.
— В чём заключается ваше сотрудничество с питомниками Европы ?
— Мы обмениваемся племенными животными. Сейчас бирмы российского разведения уже не уступают кошкам в Европе. Хотя у нас есть сложности, связанные с небольшим поголовьем — приходится выезжать на вязки в другие страны или привозить производителей из-за рубежа в Россию на вязки, но такая практика очень редкая, так как большинство питомников закрытого типа.
— Многие заводчики считают, что не стоит принимать участие в выставках. Можно прекрасно заниматься разведением кошек, не имеющих высоких побед. Вы же считаете шоу неотъемлемой частью работы питомника. Объясните, пожалуйста, почему?
— Я считаю, что заводчик должен регулярно получать квалифицированные оценки его животных, чтобы убедиться, что они полностью соответствуют стандарту породы и питомник развивается в правильном направлении.
— Знаю, что у вас есть одновременно трагическая и удивительная история, связанная с героем нашего сегодняшнего интервью — Патриком. Расскажите её, пожалуйста.
— Для меня помёт, в котором родился Патрик, особенно дорог. Ветеринарный врач, к которому попала моя кошка Нения из-за осложнения во время родов, сказал, что котята появятся на свет мёртвыми.
Но я была уверена, что они живы! Поэтому я настояла на реанимации — котят чудом удалось спасти, но кошка так и не проснулась после наркоза. Мне очень трудно вспоминать об этом. Я бесконечно благодарна заводчикам, которые пришли мне на помощь. Они даже нашли кормящую кошку, но я не решилась отдать котят — решила, что выкормлю их из соски сама. К моей радости, малыши быстро окрепли и начали прибавлять в весе. Патрик, его брат Проспер и сестра Присцилла долго считали меня мамой, а ведь этих чудесных животных в моей жизни могло и не быть.
— Какое у вас самое яркое воспоминание о его котячьем возрасте ?
— Я всегда вспоминаю, как Патрик любил засунуть моську в миску с кошачьим паштетом, перепачкаться до ушей, а потом так разгуливать по дому или заснуть прямо в миске.
— Патрик только начал своё выступление на шоу, но уже покорил многих судей и добился немалых успехов. Легко ли с ним ездить на шоу ?
— Патрик ещё подросток, борьба за лидерство с другими котами и любовные томления его пока не беспокоят. Поэтому ездить с ним легко — кот непроницаемо спокоен на шоу и в дороге. Он уже успел побывать на выставках в разных странах. На первую выставку Патрик попал в пять с половиной месяцев, а через четыре месяца уже закрыл титул Junior Winner. Во время экспертизы кот часто демонстрирует свой коронный номер: ложится на руки и обнимает эксперта лапками, ведь он очень любит общение. Конечно, такое поведение — его большой плюс.
— Кот и дома со всеми такой мягкий и обходительный ? Другие коты и кошки его не обижают ?
— У Патрика настоящий бирманский характер — он любит целоваться и лежать на руках. Причём чьи это будут руки, ему без разницы. Он быстро находит подход к любому человеку. А вот со взрослыми котами он не общается, они, как правило, выясняют, кто главный, а Патрика эти «войны» пока не волнуют. Зато с кошками уживается замечательно. Но для того, чтобы поиграть и побегать по дому, ему подчас и не нужна никакая компания. А уж какой он любитель поесть и поспать!
— Как вы считаете, с возрастом характер кота сильно изменится ? Он по-прежнему будет принимать участие в шоу ?
— Конечно, с возрастом характер будет меняться, гормоны частенько мешают молодым котикам на выставках. Но пока он очень добрый и покладистый. У него есть все данные, чтобы продолжить карьеру и ещё не раз стать победителем. Но что бы ни случилось, он обязательно останется в разведении и будет гордостью питомника !